rhyme_addict (rhyme_addict) wrote,
rhyme_addict
rhyme_addict

Copie conforme (Копия верна), Аббас Киорoстами (Иран), 2010

По мнению рафинированных киноведов, самые мощные и интересные киностраны в мире сейчас Румыния и Иран. И я здесь оказываюсь полным профаном. Я смотрел очень мало румынских фильмов. И за всю жизнь ровно 5 иранских. Первый из них приходится на мои детские годы , назывался он "Мазандаранский Тигр" и был жуткой псевдоболливудской стряпней. Недавно я также рецензировал блистательный "The Separation" Фархади. Остальные три виденные мною иранских фильма принадлежат одному из лучших режиссеров мира Аббасу Киаростами. Для иранской культуры это имя означает примерно то же, что Куросава для японской или Тарковский для русской. Просмотренные мною много лет назад "Сквозь оливы" и "Вкус вишни" были умными и неторопливыми минималистскими шедеврами с прекрасной работой непрофессиональных актеров, безупречно выстроенным кадром и мощнейшим гуманистическим посылом. Фактически эти фильмы и сделали имя иранскому кинематографу.

Киаростами - очень умный и блестяще образованный человек. Ему уже за 70. Помимо полнометражного кино, он еще искусствовед, художник и мультипликатор. Как такая фигура и такой талантище оказалось неперемолотой иранской цензурной машиной - для меня загадка. Впрочем, ничего откровенно оппозиционного в фильмах Киаростами нет, но даже сам приоритет общечеловеческих ценностей в его фильмах выглядит изрядным вызовом породившей режиссера системе. Его фильмы осыпаны градом мировых кинонаград, а сам Аббас явно не чужд честолюбия: на одном из европейских фестивалей 90-х, когда его фильм, единодушно признававшийся главным фаворитом, не получил заслуженного главного приза, Киоростами разбил тяжелый инфаркт прямо в кинозале...

Пожалуй, "Копия верна" - не самый лучший фильм великого иранца. Фильм сделан на целиком европейском антураже и с европейскими актерами, и пересадка восточной глубокой мудрости, присущей фильмам Киаростами, на эту новую почву получилась, возможно, не самой органичной. Тем не менее людям, любящим умный арт-хаус, смотреть его можно и нужно.

Ассоциации - две. Первая (не слишком комплиментарная) - развесистая клюква "Under the Tuscan sun" с неувядаемой Дайаной Лэйн. Но это чисто внешняя ассоциация, географическая. Использование тосканских пейзажей в фильмах межличностного свойства надо запрещать. Они становятся самостоятельным героем фильма и отвлекают внимание на себя. Вторая ассоциация - заметно лучшего качества. Это знаменитая дилогия Линклэйтера "Before sunrise" и "Before sunset" (оба фильма в числе моих любимейших на все времена). Их основа - разговор двоих как ниточка, на которую нанизываются их жизни и судьбы. В "Копии" тоже всё на разговорах, динамического развития сюжета почти нет. Но как много открывается в самом разговоре! Я не хочу раскрывать никаких сюжетных линий, скажу только одно: фильм легко ломает мозг, потому что происходящее вначале (и внушаемое зрителю поначалу) оказывается мифом, который развенчивается к середине, и история начинает расти совершенно в другую сторону. И заметьте - никаких точек над "i", очень многое зрителям придется домысливать и достраивать самим. Вполне возможно, что каждый будет понимать по-своему перенесение на личную почву концепции о соотношении высокохудожественной копии и оригинала, вокруг споров о которой и заверчен весь фильм.

Актерские работы в фильме великолепны. Суховатый, прагматичный умник ОН в исполнении британского оперного певца Уильяма Шимелла органичен и абсолютно убедителен. А уж что вытворяет в этом фильме капризная и подверженная мгновенным сменам настроения ОНА в лице феерической Жюльетт Бинош - это фантастика. Такие работы надо включать в семинары по актерскому мастерству; не зря Бинош заработала главный Каннский приз за эту роль.

Моя оценка - 7 из 10. Не выше просто потому, что остальное виденное у Киоростами впечатлило больше. Просто по мне лучше смотреть относительную неудачу большого художника, нежели большую удачу в экранизации комикса о Спайдермэне. Хотя это уж как кому.

Tags: Киноманная каша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 27 comments