rhyme_addict (rhyme_addict) wrote,
rhyme_addict
rhyme_addict

"The Master" Полa Томасa Андерсонa, 2012

Как это ни тривиально звучит, но американское кино не сводится к Голливуду. Посему я охотно могу поддержать беседу о деградации Голливуда до тех пор, пока параллель не переносится на всё американское кино. За кино как вид искусства в Америке волноваться не стоит, пока живут и работают Тодд Солондз и Абель Феррара, Ричард Линклейтер и Джон Кассаветис, Джим Джармуш и Даррен Аронофски, пока фестивали независимого кино "Сандэнс" каждый год полны ярких дебютных лент молодых режиссеров.

Пол Томас Андерсон - один из титанов, на которых держится американское киноискусство. Снимает он редко, но провалов практически не знает. И "Boogie nights", и "Magnolia" - в двадцатке моих любимых фильмов всех времен, пожалуй. Да и "There will be blood" (доблестно переведенный как "Нефть" в российском прокате) - фильм безоговорочно мощный, хотя и "не мой". И вот сейчас "The Master" (боюсь, что его дословно переведут как "Мастер", хотя гораздо точнее "Учитель", "Гуру" или даже "Хозяин"), уже успевший выиграть Серебряного Льва в престижной Венеции и там же получить приз ФИПРЕССИ. "The Master", безусловно, имеет все шансы побороться и за Оскар этого года.

Но, как мне кажется, не в главной номинации (как лучший фильм года). Уж слишком подчеркнуто он элитарен и "не для всех". Зал на моем просмотре был полон, но в конце я видел вокруг много недоумевающих лиц, на которых было написано: "Сё это было?" Люди ждали развлечения и отдыха. "The Master" не дает ни того, ни другого. Штрих-пунктирными линиями Андерсон набрасывает биографию ментально неуравновешенного ветерана Второй Мировой по имени Фредди Куэлл и историю его встречи с Ланкастером Доддом, основателем некой эзистенциально-религиозной секты, в котором подозрительно угадывается основатель сайентологии Хаббард (хотя Андерсон всячески противится этим аналогиям). Дальше - их сотрудничество, сближение и конфликт. Всё. Но за этим простеньким синопсисом вопросы библейского калибра. Столкновение двух чудовищных внутренних одиночеств. Поиски Бога в себе и в других, заканчивающиеся безоговорочным фиаско.

Работа камеры - завораживает. Периодически перемежающая смысловую составляющую картинка движущейся воды с бликами солнца - просто произведение искусства. Кадр с яхтой Додда под мостом Золотые Ворота в закатный час уже, по мнению критиков - в анналах киноискусства. Каждый кадр, абсолютно каждый - выверен до зеркального блеска. Но самый большой козырь фильма - актерская игра. Надо сказать, что работа Андерсона с актерами-мужчинами уже стала легендой. Я даже не говорю про феерического Дей-Льюиса, получившего своего второго Оскара за "Нефть", он и сам по себе гениальный актер. Но у Андерсона неожиданный и яркий драматический талант в "Магнолии" продемонстрировал даже Том Круз, у которого никакого таланта по мнению миллионов нет и быть не может.

Ланкастера Додда в "The Master" играет великолепный Филип Сеймур Хоффман, играет безупречно и тонко. Но от него иного и не ожидалось. А вот тот уровень, на который поднялся Хоакин Финикс (помните мерзкого молодого императора из "Гладиатора"?), иначе как запредельным не назовешь. Несколько влиятельных критиков уже назвали его работу лучшей мужской актерской работой XXI века. Станиславский сказал бы: "Верю!", и еще повторил бы это несколько раз. Думаю, что шансы на Оскара у Финикса очень большие. Собственно, и у Хоффмана тоже.

Моя ложка дегтя. Даже в независимых интеллектуальных фильмах мне очень нужны герои, которым я сопереживаю. В "The Master" таких нет. Оба главных героя настолько во всех своих ипостасях непривлекательны и даже омерзительны (и неконтролируемый истерик Куэлл, и циничный демагог Додд), что моим эмпатическим рефлексам не за что зацепиться, они скользят в пустоте. Но смотреть фильм нужно, это безусловно.
Tags: Киноманная каша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 56 comments