rhyme_addict (rhyme_addict) wrote,
rhyme_addict
rhyme_addict

Бенджамин Геза Аффлек и его "Операция "Арго"

Мне чем-то симпатичны люди, не слишком уверенные в себе и своем призвании. Бен Аффлек именно из таких. Он начал как актер энного плана во второразрядных фильмах в конце 80-х и лет за 5 изрядно в себе разуверился. 1993-й для Бена оказался знаменательным: во-первых, он наконец-то был замечен как актер в культовом молодежном хите "Dazed and confused", a во-вторых, он впервые сел в режиссерское кресло и снял чудовищную короткометражку с роскошным длинным названием "Я убил свою жену-лесбиянку, повесил ее на мясной крюк, и теперь у меня контракт на три фильма на студии Диснея". И после этого забросил режиссуру на 14 лет... И я его понимаю.

Аффлек - актер невеликий, здесь вопросов нет. Его нельзя снимать в героических боевиках типа "Armageddon", "Pearl Harbor" или "Paycheck", харизмы маловато. Фильмы, где ему надо изображать некие чувства, коих он на самом деле не чувствует, становятся провалами не только года, но и десятилетия ("Gigli"). Но если ему надо играть простого парня с простыми чувствами - он органичен и хорош ("Clerks", "Chasing Amy", "Good Will Hunting"). Но всё же, всё же - уровень амбиций Бена явно превалировал над его актерскими успехами, а планка в этом деле явно была достигнута.

В 2007 году Аффлек возвращается в режиссуру с отличным фильмом "Gone Baby Gone". Проходит еще 3 года, и новый проект Аффлека, криминальный фильм "The Town" зарабатывает признание критиков и любовь зрителей. И, наконец, логично двигаясь по вертикали качества, в прошлом году Аффлек делает "Argo", заработавший кучу оскаровских номинаций и уже выигравший Golden Globes в основных номинациях. Вот так. Четверть века актерства - и ничего кроме скепсиса зрителей и критиков. Пять лет режиссуры - и репутация одного из лучших сегодняшних режиссеров Америки.

"Операция "Арго" основана на совершенно реальных фактах. В 1979 году иранцы сместили злого шаха Пехлеви, который заказывал еду из Парижа, держал огромный штат тайной полиции и дозволял супруге принимать молочные ванны. Взамен пришел добрый и ласковый аятолла Хомейни. Не правда ли, это похоже на логику любой революции? Это теперь многие вспоминают годы правления шаха как, возможно, лучшие в современной истории Ирана. Он был человеком с отменным швейцарским образованием, светский аристократ, ориентированный на интеграцию с цивилизованным миром, и сделал очень многое в областях образования и здравоохранения в Иране. А Хомейни повернул всё вспять, к религиозному каменному веку. Но это так, мелочи. Короче, в 79-м случилась стремительная революция. Американское посольство в Тегеране оказалось заблокированным. Спустя некоторое время толпы бородатых недоброжелательных людей начали штурмовать здание, которое не могло всерьез сопротивляться, и взяли множество заложников. Только шестерым сотрудникам посольства удалось сбежать и укрыться на территории посольства Канады, к которой Иран претензий не имел.

Этих шестерых надо было спасать. Когда Иран понял бы, что произошло, им бы не поздоровилось. Как, впрочем, и канадцам в Тегеране. ЦРУ взялось строить планы, один дебильнее другого. Ничего не выстраивалось. И тут простой агент Тони Мендес предложил совершенно идиотский план: создать липовую голливудскую студию, которая якобы занимается производством фантастического фильма, часть которого запланировано снимать в Иране. И якобы шесть канадских кинематографистов выехали на рекогносцировку в Тегеран, и теперь сотрудник студии должен их увезти обратно. Всех шестерых снабдили липовыми паспортами и липовыми биографиями. Тони приехал за ними, и всё получилось без сучка и задоринки. Шестеро американцев были спасены, Мендес получил высшую награду ЦРУ, и вообще вся операция вошла в золотой фонд операций ЦРУ: полный успех и ни капли пролитой крови.

Естественно, Аффлек сделал фильм гораздо смотрабельнее самой истории. Всё сделано замечательно. Смесь документальной съемки с художественной в нужных дозировках удалась Бену превосходно. Подбор актеров безупречен (особенно бесподобна голливудская парочка Аркин-Гудвин, да и сам Аффлек вполне на месте как немногословный и честный трудяга Мендес), диалоги выстроены отменно, напряжение растет с каждой минутой, а последние минут 30-40 зрители сидят, и вовсе вцепившись в кресла. Кое-какие вещи оставлены, конечно, за кадром, вроде огромной роли правительства Канады, без которой ни черта бы не вышло, но в целом Аффлек сделал всё правильно. И не погрешил против истины, и не ударился в морализаторство и патриотические сопли, и умудрился снять напряженный политический триллер без единого выстрела и без единого мордобоя.

Голливуд это всё оценил. Я не удивлюсь, если "Арго" выиграет Оскара. Но лично мое мнение таково: Аффлек отличный режиссер, всё умеющий и всё знающий, но ему не хватает некой безуминки, некоего взлета над суетой. Того, что есть у Линча. Что было у Скорсезе времен "Mean streets" и "Raging bull". Что было у Финчера в "Fight Club". Но кто знает - может этот прорыв к гениальности еще впереди.

Tags: Киноманная каша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 73 comments