rhyme_addict (rhyme_addict) wrote,
rhyme_addict
rhyme_addict

Географ глобус пропил: книга против фильма

Мне нравится Алексей Иванов. Мне очень нравится Алексей Иванов. Чем-то он своим мимикрическим художественным даром напоминает Чхартишвили-Акунина. Невероятно пластичный писатель широчайшего диапазона. Два его исторических экшна на темы русской истории, "Сердце Пармы" и "Золото бунта", прекрасны абсолютно достоверным архаичным языком, каким-то неспекулятивным историзмом и умением автора поддерживать сюжетную нить накаливания в белом состоянии. Эдакая головокружительная смесь из Дюма, Буссенара, Пикуля и Карамзина. Поэтому, привыкнув к подобной стилистике, я был огорошен "Общагой-На-Крови", возможно, самым кошмарным романом о российском безвременье и кризисе отношений между людьми, который я читал. Физически невыносим. На его фоне даже повсеместно известный "Похороните меня за плинтусом" - так, водевильчик. В свете реалий, светит автору "пятерочка" в отдаленном пенитенциарном учреждении за очернение Родины.

"Географ глобус пропил" наверняка в чем-то автобиографичен, и в Служкине наверняка есть многое от автора (ИМХО, разумеется). Служкин обожает малую родину, сибирские места, Прикамье, и прекрасно их знает - и это у него от Алексея Иванова, обожающего Пермь и ее окрестности и умеющего удивительно вкусно их живописать. Я, в принципе, к природным описаниям равнодушен, Пришвин всегда был для меня пыткой, но у Иванова читал всё подряд. Его Сибирь - удивительно живая, с запахами, звуками и вкусами. И второе: и Служкин, и Иванов - учителя. Знают это дело изнутри. Так что автор отменно знает российскую школу и ее особенности.

Служкин безмерно обаятелен. И не скрою: это излюбленный и немного осточертевший типаж "маленького человека" из гуманистической русской классики. Но против него абсолютно всё: ненужный институтский диплом, мерзкий копеечный быт в зауральской "дыре", не выносящая и не уважающая его стерва-жена, ученики, в которых редко проглядывает что-то человеческое, лучший друг, готовый продать его при первой возможности, тотальная бессмысленность бытия. Разве со всем этим можно справиться в одиночку? Нет, конечно. Служкин умён. Он не творит зла. Не творит подлостей никому. Он пытается научить своих монструозных подопечных из девятого класса хоть чему-то: разума это касается или души. Но этого мало, отчаянно мало, и герой пьет, заполняя оставшиеся лакуны. Роман не учит нравственности, как мне кажется. Автор как бы над схваткой, предоставляя читателю самому расставлять акценты. Но ощущение безнадеги - хотя и не настолько сгущено, как в "Общаге", но неизменно, как восход или закат солнца. Написано всё - традиционно прекрасно.

Фильм меня немного удивил. Удивил ажиотажем вокруг себя. Во многом удивил кастингом. И самим фактом того, что оказался лучшим фильмом года. Печально это. И еще печально, что из Служкина пытаются вылепить героя нашего времени. Буквально все критики, чьи отзывы я читал. Да, он хороший парень, чего греха таить. В его душе света намного больше, чем тьмы. Но, положа руку на сердце... Хотелось бы вам, чтобы учитель вашего ребенка играл на уроках в карты с учениками? Чтобы он вожделел к вашей дочери-девятикласснице? Чтобы он брал своих учеников с собой в опасный поход и там напивался в зюзю, теряя всякий контроль над происходящим? Хотелось бы вам, в конце концов, брать пример с человека, подкладывающего свою любимую жену под своего лучшего друга и умудряющегося в итоге не потерять ни того, ни другого, но не сделавшего счастливым никого? Не знаю, не знаю...

Служкин в фильме обесцветился. В книге он эдакий Ходжа Насреддин, ухитряющийся сыпать прибаутками и пословицами, которые в диалогах оказываются удивительно точными и своевременными - в фильме ничего этого нет. В фильме искажены какие-то книжные сюжетные линии (не буду спойлерить), в чем, как мне кажется, совершенно не было необходимости. И наконец, Хабенский. Он хороший актер, возражений нет, но ему за 40. А литгерою - под 30 (об этом есть косвенные указания в тексте). И из-за этого его отношения с девятиклассницей Машей выходят из трогательной книжной плоскости а-ля Онегин-Ларина и перемещаются в плоскость Гумберт-Лолита, а это уже совсем другая музыка, знаете ли... А Будкин? Какой уж к черту герой-любовник, блин... Короче, не в восторге я, отнюдь не в восторге. Но меня меньшинство. Бывает.

Я вот тут подумал, что бы делал Служкин в свете нынешних событий? Бегал бы с российским флагом? Не-а, вряд ли. Ударился бы в протестное движение? Тоже не верю. Зато запил бы по-черному и, возможно, уже не вышел бы из этого запоя. Эдакий пассивный суицидальный протест.

А вообще мне в прошлом году "Метро" понравилось. Неоригинально, глуповато, по голливудским лекалам - но стильно и без претензий.
Tags: Житие мое, Киноманная каша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 68 comments