rhyme_addict (rhyme_addict) wrote,
rhyme_addict
rhyme_addict

Блэйд Раннеры (без намека на спойлеры)

На второго "Блэйд раннера" (я не могу повторять историческую ошибку, переводя это название как "Бегущий по лезвию бритвы", что не имеет никакого отношения к идее фильма) я шёл с опаской. Первый фильм имеет такой же статус в интеллектуальном западном научно-фантастическом кинематографе, как в советском - "Солярис" и "Сталкер" Тарковского. Есть вершины, которые нельзя превзойти. Но надо ставить цель хотя бы приблизиться.

Ридли Скотт - великий режиссер. Не крупный, не хороший, а именно великий. Только такой эпитет подходит режиссеру, сразу три фильма которого находятся в IMDB-списке 250 самых влиятельных фильмов в истории кино. Рядом с Чаплиным, Спилбергом, Куросавой, Уайлдером, Хичкоком и Кубриком. Начало его карьеры было очень ярким. 10 лет в рекламном агенстве на пару с братом Тони - и Англия до сих пор вспоминает их как лучшую пару телерекламщиков в истории страны. Потом был первый маленький фильм, "Дуэлянты", собравший ворох восторженных отзывов критиков и номинированный в Каннах. Еще два года спустя появился первый "Чужой", сделавший Ридли a household name, именем, которое у всех на слуху. Клаустрофобия холодных интерьеров космического корабля, ощущение смертельной опасности, звенящее в каждом кадре, страшное и изобретательное истребление людского экипажа, безукоризненный хичкоковский саспенс - всё это стало предметом подражания в бесчисленных фильмах после "Чужого". А потом, три года спустя, был "Блэйд раннер", за литературную основу которого была принята повесть Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?". Однако собственные взгляды Ридли плюс личная трагедия (перед началом съемок умер от рака его любимый старший брат) заставили его сильно отступить от литосновы и создать нечто совершенно иное: мрачнейший футуристический нуар, делавший упор не на действие, а на атмосферу. Никто после эффектного "Чужого" не был готов к социальной фантастике на грани артхауза. Фильм громко провалился в прокате, критики разносили его в пух и прах. Харрисон Форд жаловался на уникальную для мира кино тиранию режиссера на съемочной площадке (тот заставлял актеров делать по 50 дублей даже в простых сценах). Филип Дик, умерший в год премьеры фильма, публично отрекся от него на предварительном показе и даже просил убрать из титров упоминание о себе.

Я смотрел первого "Блэйд Раннера" пять или шесть раз. В первый раз - бросил в полном недоумении после двадцати минут. Во второй - с усилием досмотрел до конца, и только в третий начал осмысливать фильм, при внешней простоте до упора набитый сложными экзистенциальными вопросами, религиозными и культурологическими отсылками. Последующие разы были уже полными эстетическими оргазмами. И наконец-то благоприобретенным умением трезво оценить феерическое умение Скотта насыщать кадр (до сих пор невозможно представить, что весь беспросветный бесчеловечный мир будущего Ридли делал за скромный бюджет до эры компьютеров, это реально впечатляет даже сейчас). И божественная и безукоризненно точная музыка Вангелиса. И рвущая сердце (причем без намека на ложную слезливую сентиментальность) история любви человека и киборга (репликанта). И точная смесь суперменского и смятенно-человеческого в герое Харрисона Форда. И непобедимая женственность Шон Янг (кто-то из критиков очень точно написал, что в ней, полностью завернутой по ходу фильма в длинные одеяния, сексуальности больше, чем в раздетой Ким Бейсингер в "Девяти с половиной неделях"). И грандиозная актерская работа Рутгера Хауэра, лучшая в его недооцененной карьере. И бесконечные полутона. Недоговорки, намеки, шепоток. И вопросы, вопросы, вопросы, ответы на которые не даются; всё это остается на откуп смотрящего. Эта безжалостность к зрителю, чавкающему попкорном и не желающему думать, и привели к провалу фильма. Изначально. А потом, спустя несколько лет, после появления его на видеокассетах, у фильма началась вторая жизнь. И - постепенно - он обрел культовый статус. Нынче большинство критиков считают этот фильм самым лучшим (или, если нет, то уже точно самым влиятельным) фантастическим фильмом в истории кино. Да, конечно, были "Терминаторы" и "Матрицы", но они, согласитесь, брали стилем и ураганной сюжетной динамикой. "Блэйд Раннер" - животное другой породы, единичное в своем роде.

Как я сказал, на второй "Блэйд Раннер", выходящий спустя 35 лет после оригинала, я шел с опаской. К тоже же самый последний опыт Дени Вильнева, "Arrival"/"Прибытие", несмотря на прекрасную критику и оскаровские номинации я воспринял скептически. В нем чувствовалась некоторая помпезность и претензия, чего я не выношу. Но с рецензируемого фильма я вышел совершенно довольным. Я думаю, спас меня невысокий уровень ожиданий. Такое ощущение, что критики этого фильма, коих много (что характерно, особенно в России; в Америке его восприняли на "ура", и уровень восторгов кажется мне несколько преувеличенным), ожидали концептуальных откровений. Новых философских концепций, прошедших мимо внимания Дика, Лема или Азимова. Повторения неуловимой и неизьяснимой магии первого фильма, пыльцой развеянной над каждым его кадром. Их не было и быть, как мне кажется, не могло. Зато я очень надеялся на связный, без явного идиотизма, сюжет сиквэла - и я его получил. Я надеялся на качественную игру актеров - и я ее получил. Райан Гослинг, постаревший, но не утративший харизмы Харрисон Форд, стильная Робин Райт (немного застрявшая, впрочем, в образе президентской жены из "Карточного домика"), прекрасная до сердечной боли кубинка Ана де Армас, несколько педалирующий свою демоническую натуру Джаред Лето - все на месте, все точно делают свое дело. На месте и музыка едва ли не самого знаменитого голливудского композитора сегодня, Ханса Зиммера, двадцатикратного оскаровского и голденглобовского номинанта (хотя оригинальный звукоряд Вангелиса - не побить). А вот в качестве картинки, в операторской работе новый фильм не то что не уступит оригиналу, а, возможно, и превзойдет его, и это целиком и полностью заслуга гения кинокамеры Роджера Дикинса. А в том, что фильму не удается взлететь на идейно-концептуальный уровень своего предшественника - так это не его вина. У таланта своя планка. У гения - своя (а иногда у гениев она вообще отсутствует).

Выводы: Вильнев в сложившихся обстоятельствах сделал всё, что мог, и сделал достойнейший фильм выше уровня ожиданий. Смотреть его можно и даже нужно, но просмотр и осознание первого фильма ОБЯЗАТЕЛЬНЫ. Не посмотрев оригинал, даже не думайте тратить время на сиквэл.

P.S. Но почему, почему, почему нужно делать фильмы длиной в 2 часа 45 минут?! Если уж сам Ридли превратил 4 исходных часа в два, почему того же не мог сделать Вильнев?

Tags: Киноманная каша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments