rhyme_addict (rhyme_addict) wrote,
rhyme_addict
rhyme_addict

Попытка краткого обзора результатов конкурса журнала "Чайка". Часть 1. Лирика

Я никогда не писал обзоров и искренне желаю себе никогда их не писать. Обзоры - удел специалистов. Я не специалист. Я пишу стихи. Читаю я их немного. Как пресловутый чукча из анекдота. С русскоязычной поэзией начиная с середины прошлого века знаком безобразно плохо. Теории стихосложения не знаю. Специальные термины вызывают у меня священный ужас, не совмещенный с радостным трепетом узнавания. Поэтому "жюрил" я в этом конкурсе ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по принципу "нравится - не нравится". Но при этом я действительно стремился оставить позади свои изначальные вкусы, симпатии и антипатии к поэзии людей, хорошо знакомых мне по Сети, и быть нейтральным. И сейчас я кратко прoрезюмирую свое мнение по поводу подборок авторов-лауреатов. Просьба никого ни на что не обижаться. Я играю как умею. Попробую проанализировать победителей и лауреатов в категории "Лирика"; если этот отчет вызовет интерес, тогда продолжу дальше, а нет - так и нет.

Александр Хабаров. Поэзия высочайшей пробы. Подборка состоит из тройственного цикла посвящений (Бродскому, Есенину и Найману) и, откровенно говоря, я совсем не уверен, что она подпадает под классическое понятие "лирика", но это единственное негативное суждение, которое я мог бы высказать в ее адрес. Блестящая метафорика, отточенное владение словом, афористичность, жемчужно рассыпанная здесь и там ("И скорбь мировая росла, как закон из обычая", "Хотел быть после, а остался до, мечтал в моря, а сел, как все, за взятки", "Тебя спасет начитанный еврей в ковчеге из прессованных опилок" и т.д.) Особенно мощным выглядит посвящение Бродскому, после которого автора можно заподозрить в эпигонстве (фразеология, дольник, исторические аллюзии), но в последующих посвящениях нет ничего от ИБ. Замечательное открытие для меня - Александр Хабаров.

Михаил Рабинович. Миша, с которым я имею удовольствие быть знакомым лично, разрывается между прозой, эссеистикой и поэзией, причем разрывается мастеровито и с большим удовольствием. Подборка, выставленная им - одна из наиболее цельных и продуманных подборок на конкурсе. Ну и в принципе я большой поклонник используемых Мишей выразительных средств: эклектичной комбинации реальной, выстраданной лирики со слегка ернической, иртеньевской интонацией ("Стали выше надои, будильник звенит, просыпается радостным антисемит", "вращает рыжей головой в предверьи жизни половой" и т.д.) и насыщением текстов приметами сегодняшнего дня ("на четыреста двадцать возрос Доу Джонс", "молчун и щеголь, враг труда, знакомый с Cи-плас-плас и Джавой"). Лирический герой автора склонен с созерцанию, сарказму, но при этом сердце его отнюдь не ометвело, а глаз цепок и наблюдателен. В упрек Мише могу поставить разве что некоторые места , в которых имеются слова-заполнители либо "провисает" ударность: "вот что сделали ум и мой каторжный труд, траспортир, ну, и пара линеек" или "и под песком снег почти растаял"; ну и где-то рифмы выглядит слегка недоработанными или излишне традиционными: "век - человек", "отражаясь - продолжая"; слово "нету" в лирической подборке мне тоже не "катит". Но в целом - подборка отличная и яркая.

Ника Алифанова. Очень люблю творчество Ники, грешен. Мне всегда импонировало ее умение создать настроение какими-то штрихами, мелодическими оттенками, отменно отработанным звучанием фразы. Плюс, повторяю еще раз (ну вот, уже повторяюсь...) - афористичность. Нику можно с легкостью растаскивать на цитаты: "Муравейник, погибая, не сдаётся муравьеду", "...зябкий вечер пахнет йодом... Вот и вышли человеки...", "С тех пор, как я тебе не нужен, а ты мне тоже и вдвойне." А четверостишие "Благословен сизифов труд. Блажен, кто бьётся до могилы. С отвагой льва, умом страшилы, с горбом иных своих причуд" - это тот случай, когда я тоскливо думаю: "Ну почему, почему ЭТО написал не я?!" Слегка горьковатое чувство юмора вкупе с точностью характеристик и умением мастерски создавать смысловое и эмоциональное "крещендо" к концовке стиха тоже очень украшают Никино творчество. Я бы разве что хотел бы видеть большей точности в некоторых рифмах: "гари - наколдовали", "парка - жалко", "кобылы - пристрелил бы", "охотку - сковородке". Но даже и с этом Ника была и остается одним из главным соискателей призов в любом поэтическом конкурсе.

Елена Зимовец. А вот это уже классический пример чисто "женской" лирики. Говоря так, я абсолютно не наполняю сказанное уничижительным смыслом. Просто эти стихи могли быть написаны ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО женщиной. В принципе, это классическая любовная лирика, интернет-лирика, поскольку у Елены постоянно идут отсылки к Сети, мобильным телефонам и пр. - средствам современным коммуникаций, ставшим полноправными героями ее стихов. Стихи ритмичны, грамотно исполнены, хорошо ложатся на слух, но, как мне кажется, в них не хватает Авторского, не хватает той неповторимой интонации, которая бы отличила их от многих других сетевых стихов. Лучшее в подборке стихотворение - первое. Слабейшее - последнее.

Tags: Фрагменты литбиографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 48 comments