rhyme_addict (rhyme_addict) wrote,
rhyme_addict
rhyme_addict

Конкурс журнала "Чайка". Продолжение краткого обзора

С тяжелым сердцем приступаю я к обзору работ победителей и лауреатов конкурса в категории "Размышления, философия, культура, общество" по той простой причине, что все они - мои хорошие знакомые и прекрасные поэты. Распределять их по ранжиру и местам - для меня это было почти непосильно, и потому их итоговую судьбу решили другие члены жюри. Тем не менее при всей моей любви к лидерам этой категории я обещаю найти чайную ложечку дегтя для каждого из них. Да, и не грех добавить: по составу авторов и среднему качеству стихов это была лучшая из категорий. Итак, поехали.

Алексей Порошин. Алексея знаю и люблю уже довольно давно. Он обладает редкостным для поэта даром делать написанное ИНТЕРЕСНЫМ. Ведь согласитесь, очень часто мы сталкиваемся с поэзией мастерски исполненной, технически изощренной и виртуозной, но - от которой слипаются глаза. А на Порошине не соскучишься. И в своей подборке он дает возможность познакомиться с различными гранями своего большого дарования: и с едким и горьким сарказмом ("Письмо сетевому поэту"), и со светлым лиризмом ("Сонет у камина") и с абсолютной сюжетной трагедией ("Ночное дежурство"). Хвалить Алексея я могу долго: и за исключительно легкий, ненатужный, естественный слог, и за умение насытить текст любым по воле автора эмоциональным окрасом, и за умение зарифмовывать сюжет и диалоги (это вообще дар немногих), за блистательную афористичность ("Ведь зло обычно стаями творят, добро – прерогатива одиночек", "Твори, поэт, пиши, покуда жив, для сетевого кладбища пиитов...") Вместе с тем, ничуть не умаляя достоинств и итогового достижения Алексея, не могу не сказать (ИМХО, конечно), о моментах настораживающих. Первое: второе стихотворение в подборке ("Сонет у камина") выглядит настолько бледнее своих соседей перед и после, что у меня было ощущение, что он написан другим человеком. Второе: время от времени у Леши проскальзывают рифмы, непростительные для поэта его уровня ("процесс - стресс", "весне - сне", "хмелея - белея", "свет - рассвет"). И третье (хотя знаю, что навлеку на себя гнев многих): последнее стихотворение Леши, "Ночное дежурство", стало на Интернете практически культовым, это блестящий трагический рассказ, не могущий оставить равнодушным никого. Но лично мне показалось после нескольких прочтений, что стихотворение не удержалось на уровне истинной человеческой трагедии, свалилось в сюсюканье, в слезоточивый латиноамериканский сериал. Опять-таки: я знаю, что со мной многие не согласятся. Но то, что я пишу, и не претендует на абсолютную истину. Это только лишь мое мнение. И тем не менее подытожу: успех Леши для меня неудивителен. Это поэт огромного таланта и его место на пьедестале совершенно заслуженно.

Инна Ярославцева (karial). Моя давняя боевая подруга, 2-3 года назад мы были с ней под одним переплетом, в сборнике "Одним Файлом", и я уже тогда отметил незаурядную ясность мысли и хрустальную техническую чистоту стихов Инны. Вот и нынешняя подборка, ровная, точная, образная и мощная, свидетельствует о том, что автор не стоит на месте, совершенствуется, ищет новые темы, новые средства художественной выразительности. В стихах Инны очень редко можно встретить типовое четверостишие (катрен), повторяющееся циклично; ее стихотворные размеры всегда прихотливы, иногда даже заведомо сложны (многие места в последнем стихотворении в подборке, "Поколение", кажутся верлибровыми, но это не так, налицо просто очень нестандартные ритмические построения). Плюс подборка сама выглядит очень органичной и цельной. Словом, я очень рад и нисколько не удивлен высокому месту Инны по итогам конкурса. Что же касается меня лично, то в Инниных стихах мне лично не хватает нерва, взрыва, какого-то крещендо, что ли; они совершенны, но холодноваты; но это уже сфера моих личных заморочек и пристрастий.

Олег Блажко. Об Олеге я вообще писать не могу, мы знакомы чуть ли не с первых дней нашей интернет-жизни, его прогресс (невероятный по своим масштабам и по своей скорости) шел у меня на глазах, и на моих же глазах он превратился из начинающего автора, делающего массу ритмических и стилистических ошибок, ничем не выделяющегося из сотен других, в мощного поэта, технически совершенного, наделенного воображением огромной трагической силы, не похожего абсолютно ни на кого и не пытающегося быть похожим. Три стихотворения в нынешней подборке - лишнее тому подтверждение. Здесь и банальная притча о летучем голландце, но рассказанная под совершенно неожиданным и совершенно новым углом зрения, и горькая есенинская нотка в балладе "всё проходит", и разладное, кризисное, нервное "какими мы были..." Три стихотворения, почти в полной мере рисующие мироощущение художника, цвета его спектра, образ его мыслей, и при этом все они - прекрасные, выверенные до миллиметра стихи большой эмоциональной силы. То, что на мой взгляд мешает Олегу в глазах многих (и не исключаю, что в глазах некоторых членов жюри) - это бьющая по глазам и по нервам депрессивность и мрачность его лирического героя, отсутствие света в конце... Честно говоря, я и сам грешен, но до Олега мне далеко. Не сравнивая его поэзию по поэтическим критериям ни с чьей, могу сравнить эмоциональный заряд и настроение с аналогичными у Эдгара По. В итоге мы имеем парадокс, замкнутый круг: то, что сделало Олега знаменитым и сделало ему имя, его товарный знак - депрессив, мрачное видение мира и перспектив, замкнутость на себе - всё это может становиться и неким ограничителем, может вызывать отторжение у людей, разделяющих другой взгляд на мир. Но я ничего не стану советовать Олегу, поэт должен следовать только своему внутреннему голосу, а не идти туда, куда его тянут.

Юлия Драбкина. Мда. Еще одна в славной когорте, о которой я совершенно не могу говорить в категориях каких-то мест и каких-то конкурсов, я просто влюблен в то, что она пишет. Анализировать ее творчество, равно как и пытаться доискаться до его предтеч, можно долго, но это бессмысленно, потому что итоговый коктейль всё равно будет на 200% оригинален и зваться будет Юлей Драбкиной. Ее стихи депрессивны совершенно не по-женски, женская тоска обычно другая, тягучая, размытая, з здесь - насыщенная, емкая, бьющая по нервам, по сердцу. И при этом изобретательная словесно до изумления, игры слов взрываются в Юлином мире, как зарницы: "дама без пик", "неприкаинно-авельно", "депрессировщик", "акуна-каракуна", "экстрасексы", всё это делает чтение невероятно увлекательным. Юлина поэзия также предполагает однозначно высокий уровень своего читателя, она не пытается быть "для всех" - в ее стихах живут и Рабле, и Годо, и Гильденстерн, и Пратчетт (кстати, кто это ваще? :-), это никак не "мама мыла раму". Но - разумный поймет, и все эти несмешиваемые в принципе ингредиенты, помноженные на слегка мрачноватое чувство юмора ("Игрушки"), дают в итоге то, что я лично называю Поэзией с большой буквы П. Но этот мрак, эта рвущая нервы тоска, это тихое беспросветное отчаяние, то ли личное, то ли эмиграционное - всё это, как и в случае с Олегом, будет барьером на определенных конкурсах. Люди не всегда любят, когда им доказывают, что жизнь - дерьмо. И тот факт, что доказательства НАСТОЛЬКО талантливы, только усугубляет дело.

Игорь Царев. И последний в списке лауреатов, который, на мой взгляд, с таким же точно успехом мог стать первым. Чистая классическая поэзия без изъянов. А с точки зрения чистой техники - лучший автор конкурса, рифмовки безупречны буквально до зеркального блеска. Русская песенная интонация в "Дожде", прекрасная философская притча о жизни и смерти "День Поминовения", и на мой взгляд, лучшее стихотворение в подборке и вообще едва ли не лучшее из читанных мною за годы стихотворение о Коктебеле с одноименным названием - просто рай для читающего. Единственное, что мне показалось сомнительным - это тот факт, что "Дождь" и "Коктебель" в гораздо большей мере принадлежат жанру лирики, нежели жанру философских размышлений. И кто знает, может, именно этот факт не позволил Игорю занять место выше. Я решительно не в состоянии назвать какие-либо другие возможные причины.

И несколько соображений по поводу троих авторов из числа получивших поощрительные призы.

Татьяна Осетрова. В принципе, очень качественные, словесно изобретательные тексты. Но - налицо некоторая "избыточность", необязательность многих слов. Да и плюс это все-таки лирика чистой воды. Философии как таковой здесь немного.

Ирина Акс. Очень хорошие стихи, безупречные технически, попадающие в тему, умные, строгие, афористичные, но их мало, Ира, мало. Жюри хочется видеть больший диапазон. Уверен, что пришли Ира больше текстов - быть ей среди победителей.

Александр Фридман. Еще один человек, которого я видел в победителях. Безупречные стихи с там и сям разбросанными ироническими и интеллектуальными "фишками" ("Дни летят по маршруту всех струек биде", "И пейзаж за окном – тоже явно не Сислей", "Но из-за штор глядит Полоний и облучает всё вокруг"). Я персонально очень это люблю, но, возможно, жюри полагает стихи моего тезки излишне ироничными для тематики конкурса. Не знаю. Но повторяю: я персонально видел Фридмана в ряду победителей. Не поощрительных, а реальных.

Tags: Фрагменты литбиографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 91 comments