rhyme_addict (rhyme_addict) wrote,
rhyme_addict
rhyme_addict

Последняя часть обзора конкурса журнала "Чайка" - категория "Юмористическая поэзия и пародии"

Ух... В Марлезонском балете две части, а в моем отчете целых три. Заканчиваю сегодня на этом, всем и так это надоело.

Алексей Березин. Совершенно ни для кого не секрет, что Алексей являлся фаворитом этого конкурса, будучи одним из лучших русскоязычных поэтов-пародистов сегодняшего дня по обе стороны Атлантики. Его кредо - смех. Не ирония, не сардоническая усмешка, не язвительная подколка, а именно смех - до читательской/слушательской икоты, слез и потери ориентации в пространстве. Заимствуя в стихотворении-оригинале интонацию, строку, идею или даже просто слово, он продолжает в том же духе, доводя ситуацию и сюжет до абсолютного абсурда - принцип постоянный, внешне простой, но никогда не надоедающий. Алексей Березин заслуженно, хотя и не единолично, выиграл этот конкурс, но его подборку я позволю себе покритиковать. Одна из причин лежит сугубо в области конкурсных требований: не давать на конкурс вещи, ранее опубликованные. Здесь у Алексея вышла существенная загвоздка: его давно и охотно публикуют; так что в запасе оставались только либо вещи, написанные совсем недавно, либо вещи, по тем или иным причинам не заинтересовавшие журналы. То есть своих по-настоящему ударных вещей Алексей на конкурс не дал. Начну с конца. Я уже однажды заметил, что пародии на хороших поэтов, пародии, базирующиеся не на очевидной глупости, техническом или интонационном проколе автора, а просто на некоем ярком (или чрезмерно ярком) образе Алексею удаются похуже. Вот и пародия на одного из влиятельнейших современных поэтов, Александра Кабанова, на мой взгляд, в полной мере не удалась. Фраза "раздвинутых коленей ча-ча-ча" была утрирована до привычного абсурдно-эротического блеска; пародия вышла забавной, но отнюдь не гомерически смешной. Гораздо смешнее пародия на Ольгу Олгерт, но здесь, как мне кажется, налицо длинноты - 4-5 катренов смешных и ужасающих описаний членовредительства вместо имеющихся восьми сделали бы пародию ударней. Но за 8 строк первой пародии Алексея, "Где бы ты ни была", я прощаю ему все недоработки двух последних. Это настоящий мини-шедевр: смешна каждая строчка и чуть ли не каждое слово; если бы для пародистов писались учебники, эта пародия должна была стать предметом изучения и познания самой природы Смешного.

Нелли Ткаченко. Нелли, одна из ярчайших поэтесс современной России, пишущая в широчайшем спектре жанров, была главным соперником Алексея Березина на конкурсе. При этом ее подборка от березинской отличается просто разительно. Стихи Нелли очень женские, очень личные, при этом подкупающе самоироничные и все как один демонстрирующие незаурядное поэтическое мастерство. Здесь и "Невозможный роман с...", блестящее стихотворение, балансирующее на грани между интимной лирикой и отточенной самоиронией, насыщенное изобретательными дактилическими рифмами; и горький и остроумнейший центон "Бабье", и горько-уморительный "Шарфик", выполненный как бытовой верлибр. Объективно говоря, подборка Нелли - наиболее цельная из конкурсных подборок. Но Березин смешнее. Так что силы оказались равны. И дуэт победителей - логичен и закономерен.

Андрей Бердзенишвили. Очень легкая для восприятия и забавная подборка, стихотворения в которой выполнены тем не менее в неодинаковых жанрах. "Полно зря себя мучить диетою..." - юмористическое стихотворение на модную, и при этом исхоженную вдоль и поперек тему сопоставления любви реальной и виртуальной. "Рок-н-ролл про Синие Трусы" - современная частушка, легкая, приплясывающая и остроумная. "Храбрый камикадзе" - центон в жанре здорового абсурда, сюжетно абсолютно неожиданный и лихой (лучшее, на мой взгляд, стихотворение в подборке). Итоговое призовое место Андрея выглядит закономерным. В качестве причин тому, что место это не стало более высоким, могу назвать две: во-первых, даже с учетом особенностей данной категории подборка показалась мне излишне легковесной, на уровне даже не стихов как таковых, а исполняемых со сцены куплетов. И второе: я не мог отделаться от ощущения некоторой литературной вторичности подборки Алексея. В ряде мест мне откровенно мерещилась стилистика И. Иртеньева, в других - эстетика таких рок- и поп-групп, как "Ляпис Трубецкой" и "Манго-Манго". Но в целом, повторюсь - автор хорош, читать - одно удовольствие. Отдохновение души.

Олег Блажко. Универсал Олег Блажко на пьедестале уже во второй для себя поэтической категории. Безусловно, данная категория для Олега основной не является, и тем не менее незаурядный поэтический класс налицо и здесь. Жесткая сатира на нацтему с исчерпывающим названием "если в кране нет воды", пародия на автора этих строк "коль нет стихов...", удачно обыгрывающая странную тягу автора пародируемого стихотворения к географическим названиям, и вторая пародия, "геронтофилия" на бессмертную тему интимно-брачно-семейных отношений - все стихотворения в подборке, бесспорно, высококлассны в поэтическом отношении. Однако не могу не признать, что основная ипостась Олега - жесткая, беспощадная к себе и к окружающему миру философская лирика, в которой он зачастую достигает подлинных поэтических высот. В области юмористики, где нерв, эмоция, страсть перестают играть решающие роли, стихам Олега недостает куража, им несколько не хватает взрывного березинского смеха или ироничной ткаченковской элегантности.

И напоследок очень вкратце - не обо всех, а о нескольких обладателях поощрительных призов.

Игорь Царев. Я не согласен с итоговым решением жюри, могу сказать в первом же предложении. Единственное, чем я могу его объяснить - так это "непопаданием" в жанр. Все три стихотворения Игоря - не юмористика и не пародии. Это легкие, отточенно-элегантные зарисовки с налетом иронии, которые, честно говоря, невозможно вписать в рамки ни одной из конкурсных категорий. А последнее в подборке стихотворение, "Дефиле по зоопарку" - одно из любимейших у меня стихотворений в современной русскоязычной поэзии ВООБЩЕ; легкое до полной невесомости и заоблачно-виртуозное.

Ирина Акс. Здесь я просто в растерянности. Это основной жанр Ирины, она большой мастер острого словца, рифмованной максимы, предельно рациональной и всегда остроумной. Почему для конкурса она отобрала только 14 строчек, я понять не могу.

Михаил Рабинович. Изобретательная ироническая поэзия хорошего класса, усеянная именами собственными, географическими названиями, сложными и оригинальными рифмами. Улыбка - да, но не смех.

Александр Фридман. Тоже не могу согласиться с итоговым местом. Два блестящих стихотворения, насквозь самоироничных, с разбросанными там и сям изобретательными играми слов, с ясным последовательным сюжетом, яркими и взрывными концовками, на мой взгляд, заслуживали однозначно большего, нежели поощрительный приз. Возможно, на жюри повлиял откровенный цинизм автора, странно просвечивающая сквозь ернические строки реальная горечь или использование автором неформальной лексики - не знаю, это гадание. Но по моим критериям Александр мог в этой категории бороться за самые высокие места.

Андрей Рассказов. Пародии Андрея хороши в литературном отношении, разнообразны ритмически и тематически. Не могу не отметить смелости конкурсанта, выбравшего в качестве объектов своих пародий признанных мэтров Дмитрия Быкова и Николая Ребера и удачно зафиксировавшего особенности их литературной манеры. А вот смеховой составляющей Андрею не хватило, что и сказалось на результате.

Станислав Карив. Мне очень глянулся этот автор. Последнее стихотворение о Музе мне показалось не лучшим окончанием подборки, но прекрасная баллада о Карлсоне и особенно скопированные мною на хард-драйв "Пельмени", одно из лучших стихотворений всего конкурса, меня подкупили.

Tags: Фрагменты литбиографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 77 comments